Опыт открытия и работы по франшизе: интервью с предпринимателем
Про свой опыт рассказывает Залина Мурадимова — wellness-эксперт, делегат и спикер российских и международных конференций и конгрессов: Global Wellness Summit, «Здравница», SWIC, InterCHARM, KAZANFORUM 2023.
Она начала свой бизнес в 2014 году с салона тайского массажа по франшизе. Сейчас у нее холдинг с оборотом 100+ млн рублей в год, куда входят два спа-центра Deva Monoi и клиника биохакинга Quant Qulto.
– Мне всегда нравился тайский массаж и, в первую очередь, я хотела открыть салон для себя, чтобы бесплатно получать услуги. Кроме того, я много путешествовала по Азии и понимала, что такое хороший SPA. Поэтому была уверена — смогу создать идеальное пространство для клиентов.
Франшиза была идеальным вариантом — не нужно ничего придумывать с нуля, заниматься приглашением мастеров из Таиланда, вкладываться в рекламу и искать клиентов, разрабатывать бизнес-модель и выстраивать с нуля бизнес-процессы.
К тому же, в стратегическом планировании, финансовом учете, маркетинге, продвижении и формировании команды я тогда практически ничего не понимала. Так что просто взяла готовое решение и начала применять его на практике.
У меня было 3,5 млн рублей с продажи квартиры — и все эти деньги я вложила в открытие салона. Меня отговаривали, говорили: «бизнес — это нестабильно», «кому нужны эти спа», «лучше квартиру в аренду сдавать». Но сомнений у меня не было.
Хотя салон позиционировался как заведение премиум-класса, по факту это было не так — стояла мебель из IKEA, все было просто и дешево. А мне хотелось более высокого уровня, поэтому наш салон был уровнем выше, чем другие под этим брендом.
У нас было три массажных кабинета и работали четыре мастера. Мастеров мы брали в аренду у франшизной компании, но компания была достаточно слабая, неоформленная: вся информация для работы передавалась от владелицы к франчайзи либо из уст в уста, либо в вордовском формате.
Люди, чьи ценности — забота и любовь к себе. Люди, которые интересуются темой долголетия, которым важна энергия, чтобы работать, заниматься спортом, хорошо выглядеть, быть в хорошем настроении и меньше болеть. Вот наша целевая аудитория.
По франшизе я проработала десять месяцев и за это время поняла, как устроена эта сфера, и сформировала клиентскую базу. Благодаря хорошему расположению и высокому уровню сервиса у меня сформировался премиум-сегмент. И вот тут я столкнулась со всеми неудобствами франшизы.
Во-вторых, рынок начинал требовать более эксклюзивного и персонифицированного подхода. У людей появлялся запрос не только на классические восточные техники расслабления, но и на современные западные велнесс-технологии. При этом я не могла принимать все решения самостоятельно, не могла вводить новые направления и услуги, закупать нужное мне оборудование.
Так, в период пандемии стало понятно, что люди хотят уделять больше внимания осознанности. В ответ на это в Deva Monoi появились новые решения. Например, перед процедурами мы стали делать комплексный анализ всего тела с помощью аппарата MS PRO (MS PRO — сенсорный стенд медицинской экспресс-диагностики, делает сегментарный анализ тела, оценивает микроциркуляцию, уровень стресса, утомления и прочего – прим. ред. ). Благодаря тому, что мы перед процедурами анализировали состояние клиентов, у нас начал увеличиваться показатель LTV, а клиенты отмечали глубокую релаксацию после процедур. И поскольку спрос на услуги рос, я поняла, что, несмотря на кризис, могу развиваться дальше — и открыла второй SPA-центр Deva Monoi.